MTC 78    Медиаторы Трудовых Споров  78 регион                       тел. +7921 639 61 19

ЮРИСТ

СПб, В.О. пр.Кима, д.4 (м.Приморская)


Четверг, 22.02.2018, 02:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

 Трудовые споры регистрация юр.л. Мы в Контакте
Главная » Статьи » Мои статьи

СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Шабанов Лев Викторович, доктор философских наук, кандидат психологических наук, академик Международной Академии Психологических Наук.

Антонова Елена Борисовна, магистр

Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения [1]. Интерпретация А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова через включения в коммуникационное поле конфликта блока «столкновения интересов», существенно расширяет рамки трудового конфликта, качественно изменяя и сам анализ трудового спора между работником и работодателем. В качестве примеров можно привести случаи, когда забастовки или демонстрации сопровождались требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда политическими и националистическими требованиями. Отсюда и новые приоритеты в решениях трудовых конфликтов, направленные на возможности снижения напряженности не только через нормы трудового законодательства, но и другими альтернативными правовыми и даже неправовыми средствами.

Трудовой конфликт находится в области урегулирования социальной сферы, пока он не трансформируется с помощью забастовки, митинга из экономического в политический.

Так Г. Козырев считает, что социально-политический конфликт - это любой социальный конфликт, затрагивающий политические отношения и/или для решения которого необходимо использовать политические методы и средства [4]. То есть, там где работодателю не удается решить социальные (экономические) проблемы, забастовка может трансформироваться в политическую акцию, оказывающую воздействие уже не столько на работодателя, сколько на представителей власти.

При поиске путей решения конфликта необходимы переговоры. В России существует Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Интересно, что участниками этой комиссии являются: представители правительства РФ, представители общероссийских объединений профсоюзов и представители общероссийских объединений работодателей. Учитывая, что доверие профсоюзам выражают около 3% населения (в профсоюзы большинство работников не вступает), то возникает вопрос: кто представляет работников?

Социальный диалог – это гибкий инструмент, позволяющий правительству и организациям работодателей и трудящихся приспособиться к переменам, достигать поставленных экономических и социальных целей [2].

Определить уровень конфликтности в социально-трудовых отношениях можно с помощью выявленной статистики трудовых протестов. Чем выше количество трудовых протесов, тем более накалена атмосфера в трудовых отношениях.

Количество протестов возрастает из-за неразрешенности их на стадии возникновения, а это значит, что меняется и качество протестов из чисто экономических в политические. Необразованность (часто демонстративная) руководителей и непрофессиональные, зависящие от личных обид и амбиций, действия управленческого персонала по вопросу конфликтного поведения приводят к жалобам со стороны работников в органы власти. В прокуратуру, трудовую инспекцию, в суд, к Уполномоченному по правам человека. Но как показывает статистика проведенного исследования, не многие граждане верят в защиту своих прав на уровне мирного законоразрешения.

В проведенном эмпирическом исследовании среди трудового населения города Санкт-Петербурга (111 респондентов) по выявлению причин нарушения трудового законодательства на Вопрос 15: Для защиты своих трудовых прав, куда Вы обратитесь:- 32 респондента ответили, никуда не обратятся, т.к. считают это бесполезным = 28,8%. В этом же опросе доверие профсоюзам выразили - 3 человека = 2,7%, доверие судам - 30 чел. – 27%, доверие Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге (далее ГИТ) - 23чел.=20,7%

Так же, не доверие по разрешению трудовых конфликтов наблюдается в статистических данных, проведенных Левада-центром [6]. Так на вопрос «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает (ют) доверия»

- прокуратура:

А) вполне заслуживают ответили 20,4%

Б) не вполне заслуживают/ совсем не заслуживают 29,7%

- профсоюзы

А) вполне заслуживают ответили 14,6%

Б) не вполне заслуживают/ совсем не заслуживают 28,7%

- суд

А) вполне заслуживают ответили 20%

Б) не вполне заслуживают/ совсем не заслуживают 32 %

Фондом общественного мнения (ФОМ) 10 лет назад был проведен опрос, который по статистическим данным вряд ли изменился. На вопрос: «Как Вы полагаете, почему люди выходят на митинги, пикеты, демонстрации?»: 37% опрошенных заявляли о желании людей выразить протест и недовольство, адресованные властям. Прежде всего – это недовольство своим материальным положением, условиями жизни (16%). Конкретные цели, которых добиваются участники массовых манифестаций, называют еще 30% наших сограждан. Здесь доминируют требования повысить зарплаты, пенсии, а также защитить нарушенные гражданские права. Митинги, пикеты, демонстрации обращены чаще всего к властям. При этом участники акций ожидают, что именно власти должны реагировать на проблему, репрессивно воздействуя на работодателей.

В 2004 г. по мнению ФОМ, россияне низко оценивали способность власти слышать граждан и реагировать на услышанное. Данные опроса показывали и то, что в российском обществе нет укоренившихся представлений об эффективных, легитимных и апробированных на практике формах диалога власти и общества. Такие формы не предлагает ни сама власть, ни оппозиционеры [5].

В мае этого года был проведен новый опрос ФОМ «Индекс правовой защищенности (ИПЗ)». По результатам опроса индекс правовой защищенности не превышает 31 из 100 баллов [3], что опять же говорит о крайне низких показателях социального партнерства работника и гражданина с государственными органами правового регулирования трудовых споров.

В аналитическом отчете центра социально-трудовых прав «Трудовые протесты в России в первой половине 2014 г.» дана статистика о количестве трудовых споров. В первом полугодии 2014 г. их зафиксировано 130. Это столько же, сколько было в прошлом и 2009 гг., но меньше, чем в 2012 г. Среднегодовое количество протестов за шесть месяцев при рассмотрении данных за 7 лет составило – 113 (показатель 2014 г. на 15 % выше). Очевидно, что это один из самых высоких показателей за период наблюдений. Учитывая, что на долю первого полугодия приходится примерно от 45 до 50 % всех протестов, можно предположить, что при сохранении традиционной динамики в 2014 г. будет зафиксировано 260-275 протестов [9].

Работники жалуются в инспекцию труда о нарушении своих прав, и значительно чаще (20,7%), нежели сообщают об этом в профсоюзы (2,7%). Государственная инспекция труда выступает как своеобразная буферная зона урегулирования проблем между социальными аспектами конфликта и политическими, т.к. – с одной стороны эта организация имеет статус государственного органа решения конфликтов, а с другой – считается представителем именно работников перед работодателем. 

Повышении рейтинга ГИТ среди населения, а именно работников, обеспечит не только государственный контроль за обстановкой в социальном секторе, а также обеспечит контроль за недопустимостью сплоченности отдельных работников в группы митингующих. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области численность населения на январь 2014 года составила 5131942 человека.[7] Исследования по подсчету населения Санкт-Петербурга, проведенные МИК (ГОРТИС) показали значения - 5,6 миллионов человек с учетом работающих мигрантов. По официальным данным в Санкт-Петербурге работают около 170 тыс. иностранцев, а по неформальным оценкам в Городе трудятся около 500 тыс. человек, не являющихся жителями Петербурга. [8] В отчете о работе ГИТ за первое полугодие 2014 года проведено менее 2500 проверок по факту нарушения трудовых прав населения, а количество обращений зафиксировано более 8300. [10]

Протесты могут выражать социальные, социально-экономические, социально-политические настроения, а также проходить в форме митинга, пикета, голодовки, забастовки или более агрессивной форме в виде бунта, перекрытия дорог, восстания и др. Однако, из приведенной выше статистики видно, что обращения граждан явно не высоки по сравнению с численностью населения города, и проведение проверок ГИТ тоже не равно обращениям граждан. Но это обманчивые выводы. Зная структурные особенности вызревания латентных конфликтов в открытые, и актуальную связь экономических проблем работника с политическими, можно прогнозировать резкий рост не столько трудовых споров, сколько стихийных выступлений, которые будут быстро перерастать в политические акции. Увеличив структуру инспекции труда и подняв ее статус среди населения, государство обеспечит правовую поддержку работающим гражданам и защитит себя в первую очередь от протестов политического характера – с одной стороны; равно, как и заставит работодателей относиться к инспекции труда, как к организации имеющий высокий, государством подтвержденный статус, санкционированного актора, решающего экономические проблемы – с другой.

http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_2-2_53.pdf



Источник: http://mts78.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: helen2a (29.01.2015) | Автор: Антонова Елена W
Просмотров: 776 | Теги: трудовой конфликт, Конфликтология, фактор социально-политической транс, социальные конфликты, трудовые конфликты, Трансформация, конфликт | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Мои статьи [10]
Правовые разъяснения [7]

Наш опрос

Как Вы оцениваете работу губернатора Петербурга - Георгия Полтавченко
Всего ответов: 28

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

 IVECO запчасти магазин  печать на футболках заказывайте
 IVECO запчасти магазин Рейтинг@Mail.ru